Глава первая
- Кролик - он умный!
- Да, Кролик - он хитрый.
- У Кролика есть настоящие мозги!
- Да, у Кролика есть настоящие мозги.
- Наверное, поэтому-то, - сказал Пух, - Наверное,
поэтому-то он ничего и не понимает!
А. А. Милн
*** Цитата дана по памяти. Если кто уточнит - буду благодарен.
Это случилось на выставке "ПолиграфБумМаш", если мне не изменяет память, в 1993 году. В этот год фирма в которой я работал принимала участие в этой выставке. Стенд у нас был закуплен рядом с фирмой XEROX. Да-да, с тем самым Ксероксом, копировальные агрегаты которого можно встретить чуть ли не в каждом втором офисе.
Дело в том, что Ксерокс привез на эту выставку свой цветной копир - один из первых, которые можно было с помощью специального интерфейса подключить к компьютеру и использовать его как цветной принтер. Это было настолько внове, что специалист, который там был от фирмы Ксерокс не делал этого ни разу. Мы тоже. Мы были нужны, чтобы предоставить компьютер Макинтош, к которому и подключить копир.
В качестве интерфейса использовался аппарат под загадочным наименованием EFI Fiery. На этом аппарате я впервые и столкнулся с системой калибровки.
Нет, конечно я сталкивался с этим и раньше. Но... Все это было детский сад. Я уже понимал, что система, когда ты калибруешь свой монитор под сканер или принтер, чтобы видеть на экране так, как сосканировал или напечатал - в корне неверна. Это решает только частные проблемы. А общая проблема, что каждое устройство не идеально при передаче цвета - так и остается.
Внимательно изучив принципы калибровки Файэри я и пришел к выводу, что они на самом правильном пути.Рассмотрим банальную на то время калибровку.
Я калибрую сканер. Причем, по большому счету, я калибрую его отношение с экраном моего монитора так, чтобы на экране я видел то, что сосканировал. Но... Я переношу файл на другой компьютер. Или ставлю другой сканер. И все летит к чертям собачьим.
То же самое касалось и принтеров, причем даже в большей мере. Коррекция цвета во многих принтерах до последнего времени осуществлялась именно таким путем.
Как же поступила компания ЭФИ?Процесс калибровки оказался достаточно занимательным. Интересно, что сам компьютер в нем практически не участвовал. На компьютере запускалась программа EFI Calibration, которая посылала на распечатку специальный файл (который даже не хранился на компьютере, а был на диске Fiery). Распечатка представляла собой 64 цветные плашки, по 16 полутонов на каждый цвет. После этого брался денситометр (я именно тогда и познакомился с этим агрегатом), и методично замерялись показания с каждого квадратика. Эти данные заносились в компьютер, после чего калибровочная таблица переносилась на Fiery.
Сам Fiery представлял из себя i-386 компьютер, в котором были установлены платы интерфейса. Сам интеловский процессор поддерживал только файловую систему и вывод на экран, короче говоря, работу в ДОСе. Все работы, связанные с выводом на печать, делала плата интерфейса, на которой стоял свой процессор.
Поскольку у лазерных цветных принтеров (особенно того времени) существовала большая проблема с тем, что плотность цвета была очень непостоянна, калибровать подобный агрегат приходится достаточно часто - практически после каждой перезаправки тонера или после значительной перемены погоды.Чем же была так примечательна данная калибровка? Она ни в коей мере не зависела от компьютера, на котором проводится калибровка. Кроме того, практически впервые денситометр использовался не как прибор для замеров плотности краски типографских отпечатков, а как средство для калибровки цветного выводного устройства. В принципе, она мало чем отличается от калибровки, которую использует сейчас LinoColor, за исключением того, что в LinoColor'e используется большее количество цветовых плашек, а соответственно, и качество, и точность калибровки увеличивается, да еще LinoColor использует для калибровки иное цветовое пространство. Помимо этого, при использовании для калибровки не денситометра, а колориметра возможно отследить не только плотность краски, но и ее цветовые характеристики.
Но основная идея калибровки не в этом. На самом деле, важно то, что все компоненты - будь то монитор, сканер, принтер - калибруются независимо друг от друга. То есть есть какой-то идеальный файл. При сканировании фотографии у меня должен получиться именно этот файл. Когда он в том же фотошопе показывается на экран монитора - он должен выглядеть правильно. И при выводе на принтер должен напечататься правильно. То есть, все калибровки ведутся именно относительно этого "идеального файла".Когда фирма Apple в 1992 году презентовала свою систему цветокалибровки ColorSync, она уже заложила в нее данную концепцию. То есть для каждого устройства существует свой профайл - калибровочная таблица - в которой записано соответствие реально показываемых-сканируемых-напечатанных цветов по отношению к тому, что должно быть. Однако, система была далеко несовершенна, и лишь после того, как Apple объединила свои усилия с такой известной компанией, как Linotype, у них получилась действительно полноценная система калибровки цветов.
В чем же дело?
ColorSynk первой версии работал в системах цветов RGB и CMYK. Чем это хорошо и чем это плохо? Дело в том, что эти системы не охватывают полный диапазон цветов, видимый человеком. Кроме того, они еще и не совпадают друг с другом в цветовом диапазоне. То есть в RGB существуют такие цвета, которые нельзя отобразить в CMYK. Такие, например, как апельсиновый, салатный, ярко-зеленый и ярко-синий. Но это не все. Так же и RGB не в состоянии отобразить всех цветов палитры CMYK. Так, например, Cyan, один из основных цветов, не может быть отображен на экране монитора, который работает в RGB. Может казаться это странным, но на самом деле на экран выводится цвет, достаточно близкий к cyan, но не он сам.
Из-за этого и создавались проблемы в достаточно реальном соответствии цветов. Кроме того, еще не было поддержки ColorSync другими программами и систем для создания профайлов. Все поменялось, когда вышел ColorSync второй версии.